08.02.2022
Чем
занимается нейропсихология?
Этот раздел медицины и психологии
изучает взаимосвязь функционирования мозга и поведения, психики человека.
Особенности развития головного мозга
у каждого человека индивидуальны. Большое значение имеет то, как протекали
беременность и роды, раннее детство, были ли перенесены тяжелые инфекции или
травмы, соответствовали ли развивающие занятия возрасту ребенка и т. д.
Нейропсихолог выявляет сильные и слабые стороны мозга, чтобы привести их к
одному уровню, сделать работу обоих полушарий более гармоничной и продуктивной.
Поскольку нейропсихолог оценивает развитие и поведение ребенка с точки
зрения законов развития головного мозга, высших психических функций и личности
и использует специфические методы диагностики, то именно он может выявить на
ранней стадии серьезные заболевания и разработать наиболее эффективную
программу коррекции или формирующего обучения с учетом индивидуальных
особенностей малыша.
В
каких случаях следует обратиться к детскому нейропсихологу?
Чаще всего функциональная незрелость
структур головного мозга у ребенка, который здоров в неврологическом отношении,
проявляется в следующих ситуациях:
·
наступает возрастной кризис;
·
начинается обучение в детском саду, школе;
·
резко возрастает умственная или эмоциональная
нагрузка.
Положение усугубляется стрессом или
сложной жизненной ситуацией, например, развод родителей, утрата близкого
родственника, переезд в другой город и т. д. Функциональная незрелость структур
мозга часто возникает из-за того, что детей в раннем возрасте слишком
перегружают «развивашками». Бывает, трехлетний карапуз ходит и на китайский, и
на музыку, и в театральный. В результате происходит то же самое, когда высотное
здание возводят на слабом фундаменте: оно рушится.
Родители удивляются, почему ребенок,
формально полностью готовый к обучению, то есть умеющий читать, считать,
писать, начинает плохо себя вести, получать неудовлетворительные оценки,
испытывает трудности при нахождении в коллективе. Большинство родителей
начинают обращаться за помощью к репетиторам или наказывать ребенка, когда как
на самом деле настоящая причина кроется вовсе не в детской лени, а в отсутствии
прочного «фундамента» для успешного обучения.
Показать ребенка детскому
нейропсихологу необходимо в следующих случаях:
·
малыш не может контролировать себя, «не слышит»
замечаний взрослых;
·
его поведение взрывное, импульсивное;
·
ему свойственна гиперактивность или излишняя
медлительность;
·
плохо координирует свои действия, не ориентируется в
пространстве, в возрасте старше 6 лет не знает, где право и лево;
·
у ребенка неразборчивый почерк, он путает написание
похожих букв, смешивает глухие и звонкие звуки, пишет «зеркально»;
·
не может выделить основные признаки предмета: цвет,
размер, вес, форму, предназначение);
·
он плохо запоминает материал, а потому учеба дается
ему тяжело;
·
он не в состоянии самостоятельно выполнить задание в
классе или дома;
·
ребенок быстро устает, легко отвлекается, с трудом
сосредотачивается на задании;
·
он «не видит» строчку, не понимает простейшие
формулировки заданий, не умеет выполнять действия по заданному алгоритму;
·
с трудом овладевает чтением, письмом, счетом.
Кроме того, помощь нейропсихолога
необходима, если ребенок давно занимается с логопедом с практически нулевым
результатом, или у него выявлено отставание в развитии – умственном, речевом,
психическом, психоречевом.
С
какого возраста можно посещать нейропсихолога?
Детский нейропсихолог в основном
работает с детьми в возрасте от 5 до 12 лет, в этот период структуры мозга
пластичны, и «перестройка» происходит относительно быстро и эффективно. В более
старшем возрасте нейронные связи становятся более жесткими, формируются
медленнее. Вы можете привести к нейропсихологу и подростка, но зоны воздействия
и принципы работы будут уже другими.
Как
работает нейропсихолог с детьми?
Нейрокоррекция начинается с
нейропсихологической диагностики. Она совершенно безболезненна и состоит из
комплекса специальных заданий, выявляющих причины трудностей с учебой и
поведением. Диагностика занимает примерно 1,5 – 2,5 часа.
Главный принцип нейрокоррекции –
обратный онтогенез. Это понятие означает, что нейропсихолог как бы возвращает
ребенка к его более раннему детству и «запускает» те мозговые структуры,
которые в то время по каким-то причинам «дали сбой».
При нейрокоррекции используется
комплекс двигательных заданий и дыхательных упражнений, основанный на тех
движениях, которые характерны для детей первого года жизни. Программа состоит
из трех этапов:
·
Восполнение энергетического потенциала. На этом этапе
врач устраняет такие проблемы, как безынициативность, плохая память, слабое
внимание, резкие перепады настроения, быстрая утомляемость.
·
Следующий этап направлен на развитие сенсомоторной и
двигательной координации, представлений о пространстве, сенсорного восприятия,
чувства ритма, памяти.
·
На заключительном этапе ребенок обучается планированию
и самоконтролю, следовать правилам, соблюдать границы, действовать по
определенному алгоритму.
Каждый этап длится около 20-25
занятий, и в него обязательно должна включиться вся семья, ведь необходимо
изменить и сложившиеся родительско-детские отношения.
Нейрокоррекция по времени занимает
от 4 месяцев до 4 лет, все зависит от тяжести случая. Родителям нужно понимать,
что первое время может наблюдаться резкое ухудшение поведения и успеваемости
ребенка, но вскоре все придет в норму. Это нормальная реакция мозга на
протекающие в нем изменения. Необходимо, чтобы ребенок привык мыслить и
действовать по-другому.
Перед началом занятий нейропсихолог
обычно направляет ребенка на консультацию к неврологу и педиатру. Она нужна,
поскольку некоторые упражнения противопоказаны со стороны опорно-двигательного
аппарата и ЦНС.