Положение о системе оценки индивидуального развития детей в соответствии с ФГОС ДО

1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о системе оценки индивидуального развития детей в
соответствии с ФГОС ДО (Далее Положение) разработано для Муниципального
бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад
комбинированного вида №2» (далее МБДОУ № 2) в соответствии с:
- Федеральным законом от 29.12.2012 г. №273-Ф3 «Об образовании в
Российской Федерации»;
- Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 г. №1155 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
образования»;
- Приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 г. №1014 «Об утверждении порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам дошкольного образования»;
- Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного
образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155);
- Образовательными программами МБДОУ №2;
- Уставом МБДОУ № 2.
1.2. Система оценки индивидуального развития ребенка представляет собой
систему сбора, анализа, хранения и накопления результатов педагогической
диагностики, обеспечивающих непрерывность и своевременную корректировку
образовательного процесса в отношении этого ребенка, и создания оснований
преемственности между дошкольным и начальным общим образованием
обучающихся с ОВЗ.
1.3. Положение распространяется на деятельность всех педагогических
работников ДОУ осуществляющих профессиональную деятельность в соответствии
с трудовыми договорами.
2. Основные цели, задачи и принципы системы оценки индивидуального
развития детей
2.1. Оценка индивидуального развития детей, динамики их развития и
образовательных достижений в ходе образовательной деятельности, основанная на
методе наблюдения и выполнения ребенком предложенных заданий используется
как профессиональный инструмент педагога и специалиста, с целью определения
индивидуального
образовательного
маршрута
ребенка,
выявленного
результативностью образовательного процесса, лежащего в основе планирования
педагогического проектирования. Оценка индивидуального развития детей в
соответствии с ФГОС ДО осуществляется в двух формах диагностики:
педагогической и психологической.
2.2. Цели:
2.2.1. Цель оценки индивидуального развития (педагогической диагностики) - оценка
эффективности педагогических действий для дальнейшего планирования

образовательной деятельности с ребенком. Такая оценка проводится
педагогическим работником в рамках педагогической диагностики.
2.2.2. Цель оценки индивидуального развития (психологической диагностики) выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей для
решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной
коррекции развития ребенка.
2.3. Задачи:
2.3.1. Индивидуализация образования (в т.ч. поддержка ребенка, построение его
образовательной траектории и, в случае необходимости, профессиональная
коррекция особенностей его развития);
2.3.2. Оптимизация работы с группой детей и индивидуальной работы с детьми
ОВЗ;
2.3.3 Разработка и реализация индивидуальных образовательных маршрутов
психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ различных типов
назологий.
2.4. Функции системы оценки индивидуального развития детей:
2.4.1. Определение объекта системы оценки индивидуального развития детей,
установление параметров. Подбор, адаптация, разработка, систематизация
нормативно-диагностических материалов, методов контроля.
2.4.2. Сбор, обработка и анализ информации по различным аспектам
образовательного процесса.
2.5. Принципы системы оценки индивидуального развития детей:
- Принцип объективности, достоверности, полноты и системности информации об
оценке индивидуального развития детей;
- Принцип открытости, прозрачности процедуры оценки индивидуального развития
детей;
- Принцип соблюдения морально-этических норм при проведении процедур оценки
индивидуального развития детей:
В диагностике детей с ОВЗ придерживаются следующих принципов:
- Принцип комплексного изучения ребенка с ОВЗ позволяющий обеспечить
всестороннюю оценку особенностей его развития;
- Принцип учета возрастных особенностей детей, ориентирующий на подбор и
использование в процессе обследования таких методов, приемов, форм работы и
материала, которые соответствуют разным возрастным возможностям детей;
- Принцип динамического изучения детей, позволяющий оценивать не отдельные,
разрозненные патологические проявления, а общие тенденции нарушения развития
и компенсаторные возможности детей;
Принцип качественного системного анализа результатов изучения ребенка,
позволяющий ограничить физиологически обоснованные несовершенства
нарушений, выявить характер нарушений у детей разных возрастных и
этиопатогенетических групп и, соответственно с этим, определить адекватные пути
и направления коррекционно-развивающей работы для устранения недостатков
нарушений развития детей дошкольного возраста.

2.6. Правила проведения психологической диагностики:
- используется при необходимости: при обращении родителей (законных
представителей) ребенка или по решению психолого- педагогического консилиума
организации (если по каким-то направлениям присутствуют оценки «недостаточный
уровень»);
- проводится квалифицированным специалистом - педагогом- психологом,
тьютором;
- допускается только с согласия его родителей (законных представителей);
- результаты используются для решения задач психологического сопровождения и
проведения квалифицированной коррекции развития ребенка.
2.7. Результаты педагогической диагностики используются исключительно для
решения следующих образовательных задач:
- индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка,
построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции
особенностей его развития, взаимодействия с семьей по вопросам развития и
образования, охраны и укрепления здоровья ребенка);
- оптимизации работы с группой детей и индивидуальной работы с детьми
ОВЗ;
- выявление особых образовательных потребностей детей;
- выявление и преодоление трудностей в освоении общеобразовательной и
коррекционной программ, создание психолого-педагогических условий для более
успешного их освоения;
- удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ОВЗ с целью
преодоления расстройств;
- достижение уровня развития, оптимального для ребёнка, и
обеспечивающего возможность использования освоенных умений и навыков в
разных видах детской деятельности и в различных коммуникативных ситуациях.
3. Организация проведения оценки индивидуального развития
3.1. При реализации Программы дошкольного образования в МБДОУ № 2
проводится оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится
педагогическими работниками в рамках педагогической и психологической
диагностики детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности
психолого-педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего
планирования.
3.2. Оценка индивидуального развития (педагогическая диагностика)
осуществляется через отслеживание результатов освоения детьми образовательной
программы, уровня развития его личности, степень выраженности различных
нарушений, а также индивидуально-типологических особенностей развития
ребенка, создания развивающей среды.
3.3. Оценка индивидуального развития осуществляется в течение времени
пребывания ребенка в МБДОУ № 2 (исключая время, отведенное на сон).

3.4. Оценка индивидуального развития осуществляется через наблюдение,
беседы, продукты детской деятельности, специальные диагностические ситуации,
организуемые воспитателями всех возрастных групп и специалистами 2 раза в год в начале и в конце учебного года (сентябрь, май) и промежуточной
дифференцированной диагностики. В первом случае, она помогает выявить уровень
развития ребенка на начало учебного года, а во втором и третьем случае - наличие
динамики его развития; а также по завершению образовательного процесса ДОУ для
создания оснований преемственности между дошкольным и начальным общим
образованием обучающихся с ОВЗ.
3.5. Результаты оценки индивидуального развития предоставляется
воспитателями всех возрастных групп и специалистами МБДОУ №2 старшему
воспитателю. В конце учебного года проводится сравнительный анализ
результативности образовательного процесса и на основе анализа определяется
планирование педагогической деятельности на следующий учебный год.
3.6. Оценка индивидуального развития воспитанников МБДОУ № 2
оценивается по 5 областям (педагогическая диагностика):
- социально коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
3.7. Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за
активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности.
Инструментарий для педагогической диагностики — «Карты развития ребенка»,
позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития
каждого ребенка в ходе:

коммуникации со сверстниками и взрослыми (как меняются способы
установления и поддержания контакта, принятия совместных решений, разрешения
конфликтов, лидерства и пр.);

игровой деятельности;



познавательной деятельности (как идет развитие детских способностей,
познавательной активности);

любознательности и способности управлять своим поведением (как идет
развитие детской инициативности, ответственности и автономии, как развивается
умение планировать и организовывать свою деятельность);

художественно-творческой деятельности;





музыкальной деятельности;
трудовой деятельности;

физического развития.
3.8. Оценка индивидуального развития ребенка проводится согласно уровням
показателей, предусмотренных используемыми методиками педагогами МБДОУ
№2.

Методологическая основа педагогической диагностики:
для детей от 2-х мес. до З-х лет
- «Оценка нервно-психического развития» по методике Н.М. Аксариной, К. Л.
Печоры, Г.В. Пантюхиной;
- Оценка развития ребенка (шкала KID-RCDI-2000).
для детей 3-х до 7 (8) лет
- «Диагностические карты детского развития» Коротковой Н.П., Нежнова П.Г.;
- «Карты развития» ООО «Издательство «Национальное образование», 2016;
- Комплексная программа «Лонгитюд».
Оценка физической подготовленности детей проводится во всех возрастных
группах с использованием интегральных показателей развития детей 3-7 лет по
образовательной программе дошкольного образования
- «Диагностические карты детского развития» Коротковой Н.П., Нежнова П.Г.;
- «Диагностика детей с ОВЗ» Усаковой В.И.;
Оценка музыкального развития детей по программе музыкального воспитания
«ЛАДУШКИ» (И. Каплунова, И. Новоскольцева);
Для оценки речевого развития детей учителем-логопедом используется
диагностический инструментарий:
- Киселева В.А. «Диагностика и коррекция стертой формы дизартрии. Пособие для
логопедов.»;
- «Альбом для логопеда.» Иншакова О.Б.;
- Нищева Н.В. «Картинный материал к речевой карте ребенка с общим
недоразвитием речи (от 4 до 7 лет)»;
- «Экспресс-обследование фонематического слуха и готовности к звуковому анализу
у детей дошкольного возраста» Коноваленко В. В., Коноваленко С. В, Дмитрова
Е.Д, Павлова Н. Н., Руденко Л. Г.;
- «Экспресс-обследование звукопроизношения у детей дошкольного и младшего
школьного возраста» Коноваленко В. В., Коноваленко С. В, Дмитрова Е.Д, Павлова
Н. Н., Руденко Л. Г.;
- Смирнова И.А. «Логопедический альбом для обследования звукопроизношения:
Наглядно-методическое пособие»;
- Волкова Г.А. «Методика психолого-логопедического обследования детей с
нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики».
Методологическая основа психологической диагностики:
- Глозман Ж. «Нейропсихологическая диагностика»;
- Семаго Н., Семаго М. «Психолого-педагогическая оценка готовности ребенка к
началу школьного обучения»;
- Семенович А.В. «Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском
возрасте»;
- Иванова Т.Б., Илюхина В.А., «Диагностика нарушений в развитии детей с ЗПР.
Диагностические пособия психолого-педагогической диагностики тьютора:
- Список целевых навыков ESDM (авторы Роджерс С., Доусон Дж. Под общей
редакцией М. Кузьмицкой и Л. Толкачева);

- Выявление нарушения сенсорной интеграции (авторы Л.А. Виноградова, Н.В.
Виноградова, Н.В. Гурьянова, Т.С. Пискарева, В.В. Поздняк);
- Измерение вовлеченности, независимости и социальных отношений в ежедневных
жизненных ситуациях (Адаптирован на основе «Measure of Engagement,
Independence, and Social Relationships (MEISR)» R. A. McWilliam and Naomi
Younggren (2012));
- Интерактивная матрица общения (www.communicationmatrix.org);
- Прикладной анализ поведения (ABA);
- PICCOLO – взаимодействие родителя с ребенком;
- Модифицированный Скрининговый Тест на Аутизм для Детей (пересмотренный, с
дополнительным пошаговым интервью);
- DSM-5: Классификация и изменения критериев;
- различные шкалы индивидуального развития ребенка с ОВЗ.
3.9. Представляет собой основу для развивающего управления программами
дошкольного образования для детей с ОВЗ на уровне Организации, учредителя,
региона, страны, обеспечивая тем самым качество основных образовательных
программ дошкольного образования в разных условиях их реализации в масштабах
всей страны.
3.10. Система оценки качества реализации адаптированной образовательной
программы дошкольного образования детей с ОВЗ на уровне Организации должна
обеспечивать участие всех участников образовательных отношений и в то же время
выполнять свою основную задачу - обеспечивать развитие системы дошкольного
образования в соответствии с принципами и требованиями Стандарта.
3.11. Ключевым уровнем оценки является уровень образовательного
процесса, в котором непосредственно участвует ребенок с ОВЗ, его семья и
педагогический коллектив Организации.
4. Контроль
4.1. Контроль проведения оценки индивидуального развития воспитанника
осуществляется старшим воспитателем МБДОУ №2 посредством следующих форм:
- проведение текущего контроля;
- организация тематического контроля;
- проведение оперативного контроля;
- посещение занятий, организация режимных моментов и других видов
деятельности;
- проверка документации.
4.2. Данные, полученные в результате оценки индивидуального развития,
являются профессиональным материалом педагога и не подлежат проверке в
процессе контроля и надзора.
5. Отчетность
5.1. Воспитатели всех возрастных групп, специалисты МБДОУ № 2 два раза в
год (в начале и в конце учебного года), а по детям с ОВЗ три раза в год(в начале,

середине и конце учебного года) сдают результаты проведения педагогических
наблюдении и исследований с выводами старшему воспитателю МБДОУ № 2 в виде
заполненных бланков.
5.2. Старший воспитатель МБДОУ № 2 осуществляет сравнительный анализ
педагогической диагностики, делает вывод, определяет общие рекомендации по
дальнейшему педагогическому и психологическому проектированию работы и
зачитывает на итоговом педагогическом совете МБДОУ №2.
6. Документация
6.1. Материал оценки индивидуального развития детей в соответствии с
ФГОС ДО, пособия для определения уровня индивидуального развития детей
дошкольного возраста с 2 мес. до 7 лет хранятся у педагогов. Обновляются по мере
необходимости.
6.2. Общие результаты педагогических наблюдений за уровнем
индивидуального развития оформляются в единую справку и хранятся в
методическом кабинете.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».