1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение о системе оценки индивидуального развития детей в соответствии с ФГОС ДО (Далее Положение) разработано для Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида №2» (далее МБДОУ № 2) в соответствии с: - Федеральным законом от 29.12.2012 г. №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»; - Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»; - Приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 г. №1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования»; - Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155); - Образовательными программами МБДОУ №2; - Уставом МБДОУ № 2. 1.2. Система оценки индивидуального развития ребенка представляет собой систему сбора, анализа, хранения и накопления результатов педагогической диагностики, обеспечивающих непрерывность и своевременную корректировку образовательного процесса в отношении этого ребенка, и создания оснований преемственности между дошкольным и начальным общим образованием обучающихся с ОВЗ. 1.3. Положение распространяется на деятельность всех педагогических работников ДОУ осуществляющих профессиональную деятельность в соответствии с трудовыми договорами. 2. Основные цели, задачи и принципы системы оценки индивидуального развития детей 2.1. Оценка индивидуального развития детей, динамики их развития и образовательных достижений в ходе образовательной деятельности, основанная на методе наблюдения и выполнения ребенком предложенных заданий используется как профессиональный инструмент педагога и специалиста, с целью определения индивидуального образовательного маршрута ребенка, выявленного результативностью образовательного процесса, лежащего в основе планирования педагогического проектирования. Оценка индивидуального развития детей в соответствии с ФГОС ДО осуществляется в двух формах диагностики: педагогической и психологической. 2.2. Цели: 2.2.1. Цель оценки индивидуального развития (педагогической диагностики) - оценка эффективности педагогических действий для дальнейшего планирования образовательной деятельности с ребенком. Такая оценка проводится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики. 2.2.2. Цель оценки индивидуального развития (психологической диагностики) выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития ребенка. 2.3. Задачи: 2.3.1. Индивидуализация образования (в т.ч. поддержка ребенка, построение его образовательной траектории и, в случае необходимости, профессиональная коррекция особенностей его развития); 2.3.2. Оптимизация работы с группой детей и индивидуальной работы с детьми ОВЗ; 2.3.3 Разработка и реализация индивидуальных образовательных маршрутов психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ различных типов назологий. 2.4. Функции системы оценки индивидуального развития детей: 2.4.1. Определение объекта системы оценки индивидуального развития детей, установление параметров. Подбор, адаптация, разработка, систематизация нормативно-диагностических материалов, методов контроля. 2.4.2. Сбор, обработка и анализ информации по различным аспектам образовательного процесса. 2.5. Принципы системы оценки индивидуального развития детей: - Принцип объективности, достоверности, полноты и системности информации об оценке индивидуального развития детей; - Принцип открытости, прозрачности процедуры оценки индивидуального развития детей; - Принцип соблюдения морально-этических норм при проведении процедур оценки индивидуального развития детей: В диагностике детей с ОВЗ придерживаются следующих принципов: - Принцип комплексного изучения ребенка с ОВЗ позволяющий обеспечить всестороннюю оценку особенностей его развития; - Принцип учета возрастных особенностей детей, ориентирующий на подбор и использование в процессе обследования таких методов, приемов, форм работы и материала, которые соответствуют разным возрастным возможностям детей; - Принцип динамического изучения детей, позволяющий оценивать не отдельные, разрозненные патологические проявления, а общие тенденции нарушения развития и компенсаторные возможности детей; Принцип качественного системного анализа результатов изучения ребенка, позволяющий ограничить физиологически обоснованные несовершенства нарушений, выявить характер нарушений у детей разных возрастных и этиопатогенетических групп и, соответственно с этим, определить адекватные пути и направления коррекционно-развивающей работы для устранения недостатков нарушений развития детей дошкольного возраста. 2.6. Правила проведения психологической диагностики: - используется при необходимости: при обращении родителей (законных представителей) ребенка или по решению психолого- педагогического консилиума организации (если по каким-то направлениям присутствуют оценки «недостаточный уровень»); - проводится квалифицированным специалистом - педагогом- психологом, тьютором; - допускается только с согласия его родителей (законных представителей); - результаты используются для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития ребенка. 2.7. Результаты педагогической диагностики используются исключительно для решения следующих образовательных задач: - индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития, взаимодействия с семьей по вопросам развития и образования, охраны и укрепления здоровья ребенка); - оптимизации работы с группой детей и индивидуальной работы с детьми ОВЗ; - выявление особых образовательных потребностей детей; - выявление и преодоление трудностей в освоении общеобразовательной и коррекционной программ, создание психолого-педагогических условий для более успешного их освоения; - удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ОВЗ с целью преодоления расстройств; - достижение уровня развития, оптимального для ребёнка, и обеспечивающего возможность использования освоенных умений и навыков в разных видах детской деятельности и в различных коммуникативных ситуациях. 3. Организация проведения оценки индивидуального развития 3.1. При реализации Программы дошкольного образования в МБДОУ № 2 проводится оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическими работниками в рамках педагогической и психологической диагностики детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности психолого-педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования. 3.2. Оценка индивидуального развития (педагогическая диагностика) осуществляется через отслеживание результатов освоения детьми образовательной программы, уровня развития его личности, степень выраженности различных нарушений, а также индивидуально-типологических особенностей развития ребенка, создания развивающей среды. 3.3. Оценка индивидуального развития осуществляется в течение времени пребывания ребенка в МБДОУ № 2 (исключая время, отведенное на сон). 3.4. Оценка индивидуального развития осуществляется через наблюдение, беседы, продукты детской деятельности, специальные диагностические ситуации, организуемые воспитателями всех возрастных групп и специалистами 2 раза в год в начале и в конце учебного года (сентябрь, май) и промежуточной дифференцированной диагностики. В первом случае, она помогает выявить уровень развития ребенка на начало учебного года, а во втором и третьем случае - наличие динамики его развития; а также по завершению образовательного процесса ДОУ для создания оснований преемственности между дошкольным и начальным общим образованием обучающихся с ОВЗ. 3.5. Результаты оценки индивидуального развития предоставляется воспитателями всех возрастных групп и специалистами МБДОУ №2 старшему воспитателю. В конце учебного года проводится сравнительный анализ результативности образовательного процесса и на основе анализа определяется планирование педагогической деятельности на следующий учебный год. 3.6. Оценка индивидуального развития воспитанников МБДОУ № 2 оценивается по 5 областям (педагогическая диагностика): - социально коммуникативное развитие; - познавательное развитие; - речевое развитие; - художественно-эстетическое развитие; - физическое развитие. 3.7. Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности. Инструментарий для педагогической диагностики — «Карты развития ребенка», позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка в ходе: коммуникации со сверстниками и взрослыми (как меняются способы установления и поддержания контакта, принятия совместных решений, разрешения конфликтов, лидерства и пр.); игровой деятельности; познавательной деятельности (как идет развитие детских способностей, познавательной активности); любознательности и способности управлять своим поведением (как идет развитие детской инициативности, ответственности и автономии, как развивается умение планировать и организовывать свою деятельность); художественно-творческой деятельности; музыкальной деятельности; трудовой деятельности; физического развития. 3.8. Оценка индивидуального развития ребенка проводится согласно уровням показателей, предусмотренных используемыми методиками педагогами МБДОУ №2. Методологическая основа педагогической диагностики: для детей от 2-х мес. до З-х лет - «Оценка нервно-психического развития» по методике Н.М. Аксариной, К. Л. Печоры, Г.В. Пантюхиной; - Оценка развития ребенка (шкала KID-RCDI-2000). для детей 3-х до 7 (8) лет - «Диагностические карты детского развития» Коротковой Н.П., Нежнова П.Г.; - «Карты развития» ООО «Издательство «Национальное образование», 2016; - Комплексная программа «Лонгитюд». Оценка физической подготовленности детей проводится во всех возрастных группах с использованием интегральных показателей развития детей 3-7 лет по образовательной программе дошкольного образования - «Диагностические карты детского развития» Коротковой Н.П., Нежнова П.Г.; - «Диагностика детей с ОВЗ» Усаковой В.И.; Оценка музыкального развития детей по программе музыкального воспитания «ЛАДУШКИ» (И. Каплунова, И. Новоскольцева); Для оценки речевого развития детей учителем-логопедом используется диагностический инструментарий: - Киселева В.А. «Диагностика и коррекция стертой формы дизартрии. Пособие для логопедов.»; - «Альбом для логопеда.» Иншакова О.Б.; - Нищева Н.В. «Картинный материал к речевой карте ребенка с общим недоразвитием речи (от 4 до 7 лет)»; - «Экспресс-обследование фонематического слуха и готовности к звуковому анализу у детей дошкольного возраста» Коноваленко В. В., Коноваленко С. В, Дмитрова Е.Д, Павлова Н. Н., Руденко Л. Г.; - «Экспресс-обследование звукопроизношения у детей дошкольного и младшего школьного возраста» Коноваленко В. В., Коноваленко С. В, Дмитрова Е.Д, Павлова Н. Н., Руденко Л. Г.; - Смирнова И.А. «Логопедический альбом для обследования звукопроизношения: Наглядно-методическое пособие»; - Волкова Г.А. «Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики». Методологическая основа психологической диагностики: - Глозман Ж. «Нейропсихологическая диагностика»; - Семаго Н., Семаго М. «Психолого-педагогическая оценка готовности ребенка к началу школьного обучения»; - Семенович А.В. «Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте»; - Иванова Т.Б., Илюхина В.А., «Диагностика нарушений в развитии детей с ЗПР. Диагностические пособия психолого-педагогической диагностики тьютора: - Список целевых навыков ESDM (авторы Роджерс С., Доусон Дж. Под общей редакцией М. Кузьмицкой и Л. Толкачева); - Выявление нарушения сенсорной интеграции (авторы Л.А. Виноградова, Н.В. Виноградова, Н.В. Гурьянова, Т.С. Пискарева, В.В. Поздняк); - Измерение вовлеченности, независимости и социальных отношений в ежедневных жизненных ситуациях (Адаптирован на основе «Measure of Engagement, Independence, and Social Relationships (MEISR)» R. A. McWilliam and Naomi Younggren (2012)); - Интерактивная матрица общения (www.communicationmatrix.org); - Прикладной анализ поведения (ABA); - PICCOLO – взаимодействие родителя с ребенком; - Модифицированный Скрининговый Тест на Аутизм для Детей (пересмотренный, с дополнительным пошаговым интервью); - DSM-5: Классификация и изменения критериев; - различные шкалы индивидуального развития ребенка с ОВЗ. 3.9. Представляет собой основу для развивающего управления программами дошкольного образования для детей с ОВЗ на уровне Организации, учредителя, региона, страны, обеспечивая тем самым качество основных образовательных программ дошкольного образования в разных условиях их реализации в масштабах всей страны. 3.10. Система оценки качества реализации адаптированной образовательной программы дошкольного образования детей с ОВЗ на уровне Организации должна обеспечивать участие всех участников образовательных отношений и в то же время выполнять свою основную задачу - обеспечивать развитие системы дошкольного образования в соответствии с принципами и требованиями Стандарта. 3.11. Ключевым уровнем оценки является уровень образовательного процесса, в котором непосредственно участвует ребенок с ОВЗ, его семья и педагогический коллектив Организации. 4. Контроль 4.1. Контроль проведения оценки индивидуального развития воспитанника осуществляется старшим воспитателем МБДОУ №2 посредством следующих форм: - проведение текущего контроля; - организация тематического контроля; - проведение оперативного контроля; - посещение занятий, организация режимных моментов и других видов деятельности; - проверка документации. 4.2. Данные, полученные в результате оценки индивидуального развития, являются профессиональным материалом педагога и не подлежат проверке в процессе контроля и надзора. 5. Отчетность 5.1. Воспитатели всех возрастных групп, специалисты МБДОУ № 2 два раза в год (в начале и в конце учебного года), а по детям с ОВЗ три раза в год(в начале, середине и конце учебного года) сдают результаты проведения педагогических наблюдении и исследований с выводами старшему воспитателю МБДОУ № 2 в виде заполненных бланков. 5.2. Старший воспитатель МБДОУ № 2 осуществляет сравнительный анализ педагогической диагностики, делает вывод, определяет общие рекомендации по дальнейшему педагогическому и психологическому проектированию работы и зачитывает на итоговом педагогическом совете МБДОУ №2. 6. Документация 6.1. Материал оценки индивидуального развития детей в соответствии с ФГОС ДО, пособия для определения уровня индивидуального развития детей дошкольного возраста с 2 мес. до 7 лет хранятся у педагогов. Обновляются по мере необходимости. 6.2. Общие результаты педагогических наблюдений за уровнем индивидуального развития оформляются в единую справку и хранятся в методическом кабинете.